Будущее режима ядерного нераспространения: позиция Великобритании

14 августа 2023

11 августа завершилась работа подготовительного комитета обзорной конференции (Препком) по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 2026 г. Вслед за разбором позиций России, Китая и США ПИР-Центр проанализировал заявления, сделанные Великобританией в рамках работы Препкома.

В преддверии Конференции британская делегация отметила полную приверженность ДНЯО. В коротком вступительном слове дипломат С. Лилли призвал все государства к исполнению своих обязательств по соблюдению гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), а также обязательному подписанию Дополнительного протокола о гарантиях МАГАТЭ[1].

Великобритания в рамках вступительного слова также подтвердила приверженность Совместному заявлению лидеров пяти государств, обладающих ядерным оружием, о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений от 3 января 2022 г. В дальнейшем Великобритания намерена сосредоточиться на уменьшении рисков использования ядерного оружия (ЯО).

В заявлении от 3 августа 2023 г. постоянный представитель Великобритании на Конференции по разоружению А. Лиддл отметил в качестве долгосрочной цели достижение безъядерного мира в соответствии со ст. VI ДНЯО. С 1980-х гг. Великобритания предпринимала шаги по сокращению своего ядерного потенциала и, согласно заявлению от 3 августа 2023 г., сократила его примерно на 50%. Тем не менее, с 2021 г. наблюдается обратная тенденция, вызванная решением Великобритании увеличить максимальное количество боеголовок с 225 до 260.

В то же время следует отметить схожесть позиций Великобритании и США относительно современных вызовов режиму нераспространения. Так, Великобритания в ходе обсуждений призвала Российскую Федерацию вернуться к выполнению обязательств по СНВ-III и открытому диалогу с США. Также была выражена поддержка американской инициативе заключения Договора о прекращении производства расщепляющихся материалов (Fissile Material Cut-Off Treaty, FMCT)[2].

В заключительной части выступления по первому кластеру конференции, посвященному ядерному разоружению, Великобритания выступила за необходимость открытого диалога между всеми государствами на основе равенства, взаимного доверия и уважения, а также за сохранение существующих и утверждение новых зон, свободных от ядерного оружия.

Цели Великобритании, исходя из заявления, заключаются в стремлении к обеспечению большей прозрачности, усилению верификационных механизмов. При этом британская делегация не коснулась таких вызовов ДНЯО, как проблема правого статуса Стратегических ядерных миссий НАТО и влияние повышения уровня потолков своего ядерного арсенала на международную безопасность. Требование прозрачности от других держав при увеличении роли ядерного оружия в собственной ядерной стратегии вызывает критику со стороны НПО и ряда других государств.

Например, организация ICAN от лица разоруженцев выделила сразу несколько пунктов, которые противоречат заявленным устремлениям Соединенного Королевства. Среди них: оправдание наличия ядерного оружия как ультимативного средства защиты национальных интересов, блокировка обсуждений по Договору о запрещении ядерного оружия, уход от открытости, а также нарушение обязательств по сокращению своего ядерного арсенала.

Заявление посла Э. Лиддла на втором кластере, посвященном нераспространению, охватило широкий круг вопросов. Большая часть доклада посвящена поддержке универсализации гарантий МАГАТЭ, Конвенции о физической защите ядерного материала и ядерных установок[3], усилению мер экспортного контроля.

Обширная часть доклада была сосредоточена на обвинениях в адрес России, что во многом коррелирует с позицией США. Великобритания обвинила Россию в неправомерном захвате Запорожской атомной электростанции и препятствованию работе МАГАТЭ на объекте.

Кроме того, обвинения коснулись, якобы, нарушения со стороны России положений резолюции 2231 СБ ООН. Великобритания отметила, что Российская Федерация закупает беспилотные летательные аппараты у Ирана, а также, в нарушение нескольких резолюций СБ ООН, занимается поставками вооружений из КНДР с помощью ЧВК «Вагнер». Обвинения столь серьезные до настоящего времени не получили подтверждения. Известно, что слухи о поставках оружия с территории КНДР начали появляться по инициативе США в конце 2022 г. Об этом заявил спикер Белого Дома Дж. Кирби. Высказывания Джона Кирби были официально опровергнуты МИД России. В частности, посол Российской Федерации в КНДР Александр Мацегора назвал обвинения ложными и отметил, что задачи специальной военной операции Россия способна решать без поставок из Пхеньяна. Российские эксперты до сих пор гадают, как по спутниковым снимкам вагонов, следующих из России в КНДР и обратно, Белый Дом определил содержимое груза.

8 августа Великобритания озвучила позицию по 3 кластеру ДНЯО – мирному использованию ядерной энергии. На этом треке инициативы Великобритании сосредоточены, в первую очередь, на поддержке научно-технического и гуманитарного сотрудничества. В частности, было отмечено финансирование образовательных проектов МАГАТЭ.

В рамках заявления по 3 кластеру, Великобритания вновь обвинила Россию в захвате Запорожской АЭС и призвала вернуть ее под юрисдикцию Украины.

Стоит также отметить, что несмотря на рост активистского эко-движения против решения японских властей о выбросе ядерных отходов в Японское море, Соединенное Королевство выступило в поддержку своего стратегического союзника, отметив, что Япония тесно сотрудничает с МАГАТЭ и на текущий момент не было выявлено никаких нарушений, которые могут оказать негативное влияние на окружающую среду.

***

В заключение следует ещё раз отметить схожесть проводимой Соединенным Королевством политики с Соединенными Штатами. Великобритания выступает за открытый и равный диалог между странами в целях поддержания глобального режима ядерного нераспространения, а также поступательного и рационального разоружения. В то же время в большей части своих выступлений британская делегация так или иначе затрагивала вопрос американо-российских отношений в сфере стратегической стабильности. Рассуждая о судьбе будущей Обзорной конференции ДНЯО 2026 г. на основе британской позиции, сложно представить ее конструктивный исход. Страна, требующая прозрачности и универсальности в сфере ядерного нераспространения от других государств, в своих заявлениях допускает неподтвержденные фактами обвинения и калькирует аргументы прямого союзника. Британская делегация полагает, что передача Австралии АПЛ класса «Вирджиния» станет положительным прецедентом для ДНЯО, а собственная программа по увеличению ядерного арсенала никак не влияет на международную безопасность.


[1] По состоянию на 28 ноября 2022 года, действуют дополнительные протоколы со 140 государствами и Евратомом. Еще 13 государств подписали дополнительные протоколы, но еще не ввели их в действие. Подробнее см. Дополнительный протокол // МАГАТЭ. URL: https://www.iaea.org/ru/temy/dopolnitelnyy-protokol

[2] Проект Договора подразумевает запрет на производство высокообогащенного урана (ВОУ) и плутония. Договор актуален, прежде всего, для ядерных держав, поскольку неядерные и так обязались не производить ВОУ и плутоний в раках ДНЯО. США начали высказывать поддержку Договору с 2006 г. и продолжают продвигать инициативу среди легальных ядерных держав, несмотря на то, что все они прекратили производство расщепляющихся материалов в ХХ в. Подробнее см. Fissile Material Cut-off Treaty (FMCT) at a Glance // Arms Control Association. URL: https://www.armscontrol.org/factsheets/fmct#:~:text=A%20fissile%20material%20cut%2Doff,uranium%20(HEU)%20and%20plutonium

[3] Конвенция о физической защите ядерного материала и ядерных установок 26 октября 1979 г. Вступила в силу 8 февраля 1987 г. Она устанавливает меры физической защиты, которые должны применяться в отношении ядерного материала при международных перевозках, а также меры в отношении уголовных преступлений, связанных с ядерным материалом. Конвенция также предусматривает формы международного сотрудничества между Сторонами. Подробнее см. Конвенция о физической защите ядерного материала и ядерных установок // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucmat_protection.shtml

Ключевые слова: ДНЯО; Великобритания

NPR/NPT