— Ожидания-минимум от Аляски: произойдет разблокировка в двусторонних стратегических отношениях между Россией и США. Вижу, как вызрели, как дозревают предпосылки к позитивным комплексным подвижкам.
По моим наблюдениям, и в Москве, и в Вашингтоне к саммиту готовятся скрупулезно, многовариантно, без софитов и огласки реальных тем. Я бы сказал, очень-очень приватно. И взаимно уважительно. Это само по себе не гарантия успешного результата, но необходимые условия для того, чтобы прогресс в ходе саммита вообще стал возможен.
Подвижки реальны на нескольких фронтах: в нормализации работы дипведомств друг друга; в запуске как минимум одного символически-стратегического совместного проекта; в совместном поручении своим командам подготовить базу для сохранения потолков стратегических ядерных вооружений, как они закреплены в истекающем в феврале следующего года Договоре о стратегических наступательных вооружениях.
От саммита должно остаться ощущение не «сиюминутности», а «долгосрочности». То есть должно быть сочетание результатов «практических» и результатов «амбициозных». Ожидания-максимум: будет дан старт новой разрядке международной напряженности, включая европейский театр. Этого хочется. Это не невозможно. Но с этим как раз сложнее, потому что имеется и «третья сила», играющая «против».
Контуры «новой разрядки», включая условия завершения украинского конфликта, на Аляске могут быть очерчены, если, конечно, произойдет сопряжение воль двух президентов. Но даже при этом благоприятном сценарии закреплять их предстоит в следующем раунде.
Данный комментарий был впервые опубликован в газете «Коммерсантъ» 12 августа 2025 г.
Ключевые слова: Стратегическая стабильность; Россия–США; Контроль над вооружениями
AC, RUF
E16/AST – 25/08/15