№ 21 (38), 2025. Евстафьевская премия как инструмент сохранения и развития научного наследия Геннадия Михайловича Евстафьева: блиц-интервью ПИР-Центра с Леонидом Цукановым и Святославом Аровым

25 августа 2025

Эксклюзивное интервью

Леонид Цуканов

25 августа, вспоминая Геннадия Михайловича Евстафьева, мы говорим не только о его научном и профессиональном наследии, но и о том, как оно продолжается в работах молодых исследователей. Лауреаты Евстафьевской премии, Святослав Аров, научный сотрудник – исполнительный помощник директора ПИР-Центра и Леонид Цуканов, кандидат политических наук, консультант ПИР-Центра, поделились своими размышлениями о значении этого наследия, особенностях конкурса и главных уроках, которые будущие поколения экспертов могут извлечь из опыта Геннадия Михайловича.

Интервью провёл Юрий Шахов, редактор блока «Информация и цифровые коммуникации» ПИР-Центра.

Юрий Шахов: Что для вас значит быть частью научного наследия Геннадия Михайловича Евстафьева?

Святослав Аров

Леонид Цуканов: В определенном смысле это повод для профессиональной гордости. Быть частью научного наследия – значит развивать и преумножать те идеи, что были заложены Геннадием Михайловичем; следить за их преломлением в новых политических условиях. Отдельно радует, что работа с наследием генерал-лейтенанта Евстафьева не ограничивается только поддержкой молодых специалистов, но нацелена также на развитие его идей в рамках больших научно-исследовательских трудов. Например, «Новая ядерная девятка».

Святослав Аров: Для меня это значит признание моей деятельности по-настоящему статусными экспертами; подтверждение того, что я нахожусь на правильном пути. Помимо этого, приятно оказаться в одном ряду с другими перспективными молодыми исследователями.

Юрий Шахов: Что, на ваш взгляд, отличает Евстафьевскую серию и премию от других научных конкурсов?

Леонид Цуканов: В первую очередь, открытость для молодых экспертов России и зарубежных стран. Для участия в соискании премии не нужно состоять в профессиональном союзе или быть сотрудником научно-исследовательского центра. Достаточно хорошо писать и работать с актуальными тематиками. Это хорошая стартовая площадка для амбициозных специалистов, кто хочет заявить о себе и продемонстрировать профессионализм.

Святослав Аров: Во-первых, высокая конкурентность. Ознакомившись с работами претендентов, понимаешь, что каждый автор достоин стать победителем, и это не преувеличение. Чтобы просто опубликовать материал для ПИР-Центра – будь то «Индекс Безопасности», доклад или просто статья он должен пройти несколько этапов, а чтобы претендовать на победу в Евстафьевской премии должны сложиться несколько факторов.

Во-вторых, статусная и репрезентативная комиссия, которая включает в себя специалистов и практиков из разных областей. 

В-третьих, наличие прозрачных критериев. В международных отношениях много субъективности, а еще больше ее в любых подобных конкурсах. В Премии имени Г.М. Евстафьева ты четко понимаешь какие стоят требования: актуальность, практическая новизна и значимость, уровень доказательности и так далее – каждый критерий имеет свою шкалу и каждый балл имеет значение для победы.

Юрий Шахов: В чем, на ваш взгляд, заключается главный урок Геннадия Михайловича Евстафьева для будущих поколений экспертов?

Леонид Цуканов: Если кратко, его можно сформулировать следующим образом: «обращать внимание на детали, но видеть цельную картину». Оценивать не только отдельные аспекты проблемы, но и ее полный «образ», возможную динамику и перспективы трансформации.

Ключевые слова: Евстафьевская премия

EVS

E16/SHAH – 25/08/25