29 февраля Владимир Путин выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, в рамках которого обозначил ориентиры национального развития на ближайшее десятилетие. Несмотря на то, что Послание было сосредоточено, в первую очередь, на вопросах внутренней политики, президент не обошел вниманием и такие столповые темы как международная безопасность и стратегическая стабильность.
В контексте президентского выступления интересно обратить внимание на Ближний Восток (и, в первую очередь, на Арабский мир) — с учетом того, что Россия стремится играть роль регионального арбитра и наращивает связи со всеми державами, некоторые суждения и оценки Владимира Путина можно вполне успешно примерить на данный регион.
Шаг за шагом — к безопасной Евразии
Составной частью российского понимания международной обстановки, обозначенного Владимиром Путиным, можно считать намерение Москвы продолжить работу по созданию сбалансированной системы безопасности. В частности, было подчеркнуто, что Россия готова к диалогу со всеми странами по созданию нового контура равной и неделимой безопасности в Евразии, в географические контуры которой входят десятки государств.
При этом части евразийской системы ненавязчиво сопоставляются между собой: в противовес пошатывающейся подсистеме европейской безопасности приводится укрепление связей, достигнутое под эгидой БРИКС и ШОС; отмечено продолжающееся расширение внешних связей «на принципах равноправия, уважения интересов друг друга».
При этом идея «изолироваться» от проблемных собеседников отвергается: напротив, подчеркивается готовность Москвы работать со всеми заинтересованными странами и объединениями — при условии уважения суверенитета и национальных интересов России.
Диалог по линии «Россия — Арабский мир» также получил позитивную характеристику со стороны Президента РФ.
«У России давние, хорошие отношения с арабскими государствами. Они представляют самобытную цивилизацию от Северной Африки до Ближнего Востока, которая сегодня динамично развивается. И мы считаем важным искать с нашими арабскими друзьями новые точки соприкосновения, углублять весь комплекс партнёрских связей», — отметил Президент.
Впрочем, в Послании было и немало направлений, которые напрямую не связаны с Арабским миром и Ближним Востоком, однако лежат в поле его интересов и понимания. Одним из них можно считать развитие сферы высоких технологий.
Президентом РФ был, среди прочего, обозначен ориентир, что Россия должна к 2030 г. должна войти в число 25 стран-лидеров по производству и использованию промышленных роботов. С учетом тренда на роботизацию производственных процессов в передовых экономиках Арабского мира[1], наращивание российского присутствия на ближневосточных рынках является вопросом времени.
Также Президент РФ в «международной» части своего выступления не упустил возможности успокоить паникеров и опровергнуть множащиеся слухи о планах Москвы разместить ядерное оружие в космосе.
«Подобные вбросы — а это не что иное, как вбросы, — это уловка только для того, чтобы втянуть нас в переговоры на своих условиях, которые выгодны исключительно Соединённым Штатам», — отметил Путин.
Дежурное, на первый взгляд, напоминание об отсутствии у Москвы планов поднимать ставки в геополитическом противостоянии с Западом применительно к Ближнему Востоку можно трактовать и как напоминание о непреложности имеющихся «правил игры».
В силу того, что дискуссия о «локальной гонке вооружений», в свете эскалации ряда региональных застарелых конфликтов, серьезно активизировалась, а множащиеся ястребы один за другим взвешивают допустимость обретения соответствующих арсеналов, публичная сдержанность сверхдержав в подобных вопросах видится вполне уместной.
Реакция региона
Ближневосточная (и, в первую очередь, арабская) пресса в последние несколько лет крайне внимательно следит за политическими процессами в России, и Послание Федеральному Собранию ожидаемо попало на передовицы ведущих региональных медиа.
Повышенное внимание пресса обратила на заявления российского лидера, связанные с различными аспектами международной безопасности – в первую очередь, с контролем над вооружениями (этой теме прямо или косвенно посвящен каждый второй материал). Также региональные масс-медиа не обошли вниманием амбициозные задачи по развитию научно-технологического и промышленного потенциала, которые российский лидер поставил перед правительством. Другие темы получили куда меньшее освещение (см. Диаграмму 1).
С точки зрения тональности релевантных публикаций (см. Диаграмму 2) отмечен перекос в сторону позитивно-нейтральной повестки. Публикации, освещающие тему в пессимистичном или критическом ключе, также имеют место, однако негатив чаще всего имеет контекстуальный характер.
Однако, в целом, регион отреагировал на Послание достаточно сдержанно: в силу того, что российский лидер в своем выступлении намеренно обошел многие острые углы ближневосточной повестки безопасности, фокус внимания оказался прикован к некоторым резонансным заявлениям, связанным со стратегической стабильностью и российско-американскими отношениями, а также международной безопасностью как таковой.
[1] Напомним, в начале 2024 г. ПИР-Центр и МГИМО представили экспертный доклад, посвященный потенциалу государств Персидского залива в области высоких технологий и перспективам продвижения интересов России по данной проблематике. Подробнее: https://pircenter.org/news/vyshel-novyj-doklad-pir-centra-posvjashhennyj-potencialu-gosudarstv-persidskogo-zaliva-v-oblasti-vysokih-tehnologij-i-perspektivam-prodvizhenija-interesov-rossii-po-dannoj-problematike-2/
Ключевые слова: Ближний Восток; Глобальная безопасность
GULF
E16/MIN – 24/03/01