Книжные новинки

Книжные новинки

Публикуем рецензии и рассказываем о книжных новинках по проблематике международной безопасности

В погоне за «Aigle de drapeau»

Леонид Цуканов,
Консультант ПИР-Центра

24 марта 2025 г.

Сегодня мы предлагаем читателям ознакомиться с рецензией консультанта ПИР-Центра Леонида Цуканова на книгу Лесли Варенн «Эмманюэль в Сахеле: путь к поражению».

Leslie Varenne. Emmanuel au Sahel: Itinéraire d’une défaite. MaxMillo, France. 2024. 256 p.
ISBN: 9782315013432

В середине 2024 года во Франции увидела свет большая исследовательская работа «Эмманюэль в Сахеле: путь к поражению» (Emmanuel au Sahel: Itinéraire dune défaite) за авторством журналиста-расследователя и африканиста Лесли Варенн.

Название книги довольно красноречиво и не сулит дифирамбов в адрес лидера Пятой Республики. Скорее, наоборот. Автор скрупулезно прослеживает путь французского президента Эмманюэля Макрона к геополитическому поражению в Африке, не упуская возможности указать, на какой «развилке» следовало бы Парижу свернуть в другую сторону.

Пара слов об авторе

В течение последних двух десятилетий Лесли Варенн специализировалась на журналистских расследованиях и заслужила репутацию одного из ведущих специалистов по африканской внутренней политике во всем Европейском сообществе.

По совместительству она является директором и соучредителем Института мониторинга и изучения международных и стратегических отношений (Institut de Veille et d’Etude des Relations Internationales et Stratégiques, IVERIS), уделяющего большое внимание изучению трансформации геополитических подходов Франции.

Критиковать политику Парижа на Африканском континенте Варенн не впервой. Еще в 2012 г. ею была выпущена книга «Абобо-ла-Гер, Кот-д’Ивуар: игровая площадка Франции и ООН» (Abobo-laguerre, Côte d’Ivoire: terrain de la France et de l’ONU), где довольно подробно рассмотрен «бунташный» период современной истории Кот-д’Ивуара – от смерти «вечного президента» Феликса Уфуэ-Буаньи в 1993 г. до Второй Ивуарийской войны (2010-2011 гг.). Однако автора интересовал не столько ход самого конфликта, сколько роль Парижа, подпитывавшего в эти годы «временщиков» со всего ивуарийского политического спектра.

Новая книга формально продолжила сюжетную линию, заложенную в «Абобо-ла-Гер…»: за тем лишь исключением, что в этот раз в центре внимания оказались французские усилия по борьбе с террористической угрозой в Сахеле.

Последние орлы

Образ Французского имперского орла (Aigle de drapeau) – как символ величия, влияния и военного лоска Парижа, который Елисейский дворец всеми силами пытался спроецировать на Африку –периодически читается между строк.

Как и некоторая родственность подходов двух французских политиков разных эпох – Эмманюэля Макрона и Наполеона Бонапарт. Хотя подобный художественный прием – отнюдь не в комплимент Макрону. «Корсиканские» мотивы нужны скорее для противопоставления былого величия и нынешнего упадка Франции как глобального геополитического игрока.

Конечно, прямых параллелей с наполеоновской эпохой Варенн не проводит. Не фигурирует в тексте и сам Наполеон, хотя по всему тексту то и дело ощущаются «кивки» в сторону биографии легендарного корсиканца.

Не случайно одним из важных, с сюжетной точки зрения, эпизодов книги является посещение Макроном в 2017 г. базы французского контингента, расквартированного в Гао (Мали). Тогда в окружении солдат и офицеров Пятой Республики новоизбранный лидер заявил, что Париж не остановится, пока «в регионе не останется исламистских террористов» и «не будет восстановлен суверенитет стран Сахеля».

Впоследствии автор еще не раз вернется к визиту в Гао, чтобы проиллюстрировать, насколько сильно реальность разошлась с обещаниями французских властей, и сколь быстро контртеррористическая операция «Бархан» стала «пятым колесом» внешней политики Парижа на африканском направлении.

Горевать Елисейскому дворцу действительно есть над чем. После череды антифранцузских переворотов в Сахеле в 2022 г. орбиту влияния Парижа покинули Мали и Буркина-Фасо. Год спустя почти одновременно рухнули профранцузские режимы в Нигере (июль 2023 г.) и Габоне (август 2023 г.); в 2024 г. за сокращение военного присутствия Парижа выступили, вдохновившись примером соседей, Сенегал и Чад. Причем прецедент с Чадом спровоцировал раскол внутри французских элит: Нджамену считали «незыблемой крепостью» Парижа в Африке, и в ее потере обвинили едва ли не лично президента Макрона.

Президент Чада Махамат Деби (более известный французам как Деби-младший) обязан влиятельностью своей фамилии именно Пятой Республике. Его отец, маршал-президент Идрис Деби, почти четверть века обеспечивал поддержку французских интересов в Субсахарской Африке и предоставлял Парижу плацдарм для операций на ливийском направлении.

В числе последних рассыпающуюся «Африканскую империю» вознамерился покинуть Кот-д’Ивуар. Власти страны сочли французское военное присутствие «пережитком прошлого» и завершили десятилетнее сотрудничество. Покинуть базу Порт-Буэ – ключевой объект в этой стране – французы должны в течение первого квартала 2025 года.

Конечно, в книге Варенн «отсечка» дана по габонскому путчу. Плюс перечислены некоторые «тревожные внутриполитические сигналы», на тот момент исходившие из Сенегала и Чада. Тем не менее, общий тренд был предсказан ею абсолютно верно: к началу 2025 года Франция лишилась 70% своих военных баз на континенте и была вынуждена сократить «африканский корпус» с 2400 военнослужащих примерно до 350, то есть более чем в шесть раз.

«100 дней» на осмысление

Макрон, как в свое время Наполеон Бонапарт, уделял много внимания выступлениям перед публикой, подчас позволяя себе яркие и претензионные высказывания. И речь здесь не только про уже упомянутый выше «эпизод в Гао». Аналогичным образом строился диалог Елисейского дворца с лояльными лидерами, совмещая хрестоматийные принципы Liberté, Égalité, Fraternité и рассуждения о «новом Золотом веке» в отношениях Африки и Франции. При определяющей роли последней, разумеется.

Двигаясь от кейса к кейсу, Варенн резюмирует, что Макрон не видел противоречия между декларируемым и действительным курсом страны. И даже считал, что держит руку на пульсе Французской Африки и знает, чем та живет.

В чем же тогда причины французского провала в Африке? Варенн считает, что к геополитической катастрофе привела комбинация управленческих ошибок, внутренних и внешних. Одна из таких – «абсолютное незнание» африканских реалий. Париж раз за разом пытался «мерить» внутриполитическую ситуацию на Континенте, исходя из общеевропейского понимания развития региональных стран. Притом ни культурная, ни социально-экономическая обстановка в странах Сахеля (к тому же заметно ухудшившаяся после пандемии COVID-19) в полной мере учтены не были. Образ «Aigle de drapeau» заместил стратегическое видение.

Не были извлечены уроки и из путчей 2022 г.: Париж продолжил продвигать технократический подход к перековке африканских элит. На местных военных (особенно на младший и средний командный составы) французские инструкторы смотрели свысока, бравируя громкой славой французского оружия. Это в конечном итоге и обусловило появление довольно большой группы уязвленных офицеров, ставших двигателем переворотов.

Плохую службу сослужила и излишняя оглядка Франции на стратегический курс США, не всегда совпадающий с интересами Пятой Республики. Здесь Макрон невольно повторил траекторию своих предшественников – президентов Николя Саркози и Франсуа Олланда. А на отдельных направлениях даже превзошел их, чересчур усердно вставляя палки в колеса российским и китайским экономическим инициативам в Африке. В пост-ковидной Африке попытки Елисейского дворца диктовать рамки внешнеторгового сотрудничества были восприняты как проявления «неоколониальных устремлений» и встречены в штыки.

Все вышеперечисленное в совокупности привело к расколу Французской Африки (Françafrique), но еще не сулило окончательного ее падения. Главной ошибкой Елисейского дворца, похоронившей Françafrique, Варенн считает промедление французских элит. Макрон и его окружение «слишком долго думали», как выстраивать отношения с Африкой после падения профранцузских режимов в Мали и Буркина-Фасо, и потеряли шанс избежать эффекта домино.

Варенн не сочла предосудительным в некоторых местах пройтись и по личности французского лидера. В ее понимании на политические просчеты Парижа дополнительно наложились личные недостатки Макрона, что ускорило выход африканских режимов из орбиты влияния Франции. Амбициозность, подчас граничащая с бонапартизмом, тяга к громким заявлениям и нежелание Елисейского дворца заниматься «проблемами низов» создали непреодолимую пропасть между бывшей метрополией и (уже бывшими) ее партнерами.

Итог такой беспечности довольно плачевен. Как отмечает Варенн, с уходом из Африки Франция не только потеряла доступ к значительной части ресурсов Континента (включая «урановую кладовку» в Нигере, на которую оперативно позарились другие игроки рынка), но и «утратила поддержку вассалов» – лидеры Françafrique перестали следовать в фарватере внешней политики Парижа, что неизбежно сказалось на уровне ее поддержки в ООН. Франция потеряла в общей сложности 14 голосов в Генассамблее.

Блеск имперского орла на Континенте окончательно померк.

По «Русскому следу»

И, конечно же, куда без оценки деятельности российских агентов влияния, и их вклад в развал Françafrique – в конце концов, того требует дух времени.

В работе «Русский след» есть, но он не играет ведущей роли и не задает ход событий. В понимании Варенн Москва скорее «эффективно воспользовалась» царящей в Елисейском дворце неразберихой и укрепила свои позиции как в Сахеле, так и на Африканском континенте в целом; втянула в орбиту влияния не только представителей Мали, Буркина-Фасо и Нигера (которые и без того были настроены максимально дистанцироваться от Франции), но и «сомневающихся» вроде Габона, занявшего после переворота 2023 г. достаточно спокойную позицию по отношению к Парижу.

Сам по себе образ России в работе достаточно эфемерен и существует как бы в отрыве от основного повествования; вина за успехи визави опять же возложена автором преимущественно на Макрона и его ближний круг.

Впрочем, говоря о полной потере былой геополитической мощи Пятой Республики и кляня за это нынешнего лидера Франции, Варенн все же несколько сгущает краски. Несмотря на явное ослабление позиций, Париж не покинул Африку полностью.

Другой вопрос, как долго Елисейскому дворцу удастся удерживать «последние бастионы» и сохранять хотя бы символическую, но демонстрацию флага? Варрен оставляет его открытым. Как не говорит ни слова о перспективах перестройки французской внешнеполитической стратегии. Хотя и полунамеками указывает на то, что «уроки Африки» еще дадут о себе знать в будущем – тем более, что в отношениях с Восточной Европой команда Макрона наступает на те же грабли, что и в зоне Françafrique.

Откручивая события в хронометре чуть вперед (поскольку книга увидела свет в мае прошлого года – прим. авт.), оспаривать данный тезис Варенн (который в 2024 г. мог показаться спорным) уже не так просто. Воинственная риторика Елисейского дворца, попытки «разогнать» милитаризацию Европы до небывалых темпов («обогнав» притом самих себя) и попутно создать ощущение незаменимости Парижа в качестве защитника региональных игроков – нечто похожее мы уже действительно наблюдали в Африке.

Со своими особенностями – но с точно таким же результатом. И здесь, как и ранее в зоне Françafrique, отчетливо проглядывается тень имперского орла.

А значит, что погоня Елисейского дворца за ускользающей тенью «Aigle de drapeau» продолжается.

Ключевые слова: Африка; Сахель; Рецензия

SAH

F4/SOR – 25/03/24