Полчаса здоровой сплетни

Полчаса здоровой сплетни

Роланд Михайлович Тимербаев — один из авторов ДНЯО и основоположников международного режима ядерного нераспространения, советский и российский посол, многие годы (1994-2010) наш коллега по ПИР-Центру — на крупных международных конференциях часто начинал скучать, ерзать, потому что не любил слушать часто повторявшиеся там банальности, и очень радовался кофе-брейкам. Это было живое общение с живыми людьми, — как раз то, что он очень ценил, — и возможность в коридорах, в кулуарах, за кофе узнать последние свежие новости, а также и неподтвержденную информацию, «экспертные слухи». В такие моменты посол Тимербаев радостно говорил: «Ну а теперь — полчаса здоровой сплетни».

Отсюда и название этой рубрики. ПИР-Центр не несет ответственности за достоверность того, что наши сотрудники и наши авторы услышали в коридорах и кулуарах и передали нам без ссылки на источник; хотя нам эти источники известны.

Поговаривают, что возрастает риск провокаций, которых следует ждать от киевского режима и от стран «коллективного Запада» в связи с Южно-Украинской АЭС. Станция в настоящее время работает в штатном режиме. Но украинцы могут попытаться обвинить Россию в действиях, якобы направленных против безопасности этой станции; для них раскручивание «ядерных страхов» более чем соблазнительно. О своих тревогах, связанных с обеспечением безопасности Южно-Украинской, а также Ровенской, АЭС начали поговаривать некоторые специалисты в МАГАТЭ; пока, правда, без каких-либо публичных выступлений.

Южно-Украинская АЭС (ЮУ АЭС) расположена на берегу реки Южный Буг в городе Южноукраинск Николаевской области, Украина. В состав ЮУ АЭС входят три энергоблока ВВЭР-1000. Строительство данной АЭС началось весной 1975 года. Первый энергоблок был включен в энергетическую систему в декабре 1982 года. В 1985 и 1989 годах были запущены второй и третий энергоблоки станции.

ЮУ АЭС в течение года генерирует 17-18 млрд кВт/ч электрической энергии, которая составляет свыше 10% производства электроэнергии на Украине и около четверти его производства на украинских атомных электростанциях.

ЮУ АЭС – первая АЭС на Украине, где с 2005 года наряду с российскими эксплуатируются тепловыделяющие сборки (ТВС) производства компании «Westinghouse» (США).

В 2012 г. на Южно-Украинской АЭС произошел инцидент: на третьем энергоблоке были выявлены повреждения топливных кассет американского производства, после чего Государственная инспекция ядерного регулирования Украины обязала провести полную выгрузку и анализ топлива с реакторов второго и третьего блоков, а также запретила использование ТВС производства «Westinghouse».

В 2015 г. на ЮУ АЭС возобновились поставки технологий «Westinghouse» – в марте 2015 года в реактор третьего энергоблока загрузили первые 42 топливные кассеты производства «Westinghouse», а в 2018 г. данный энергоблок стал первым украинским блоком, полностью перешедшим на топливо «Westinghouse».

В апреле 2022 г. «Энергоатом» переименовал Южно-Украинскую АЭС в Пивденноукраинскую.

С началом Специальной военной операции работа ЮУ АЭС периодически сталкивалась со сбоями. В ноябре 2022 г. в результате разрушения энергосетей было нарушено внешнее электроснабжения Южно-Украинской АЭС. По данным МАГАТЭ, станция перестала получать электричество по одной из трех линий электропередач мощностью 750 кВ. Стоит отметить, что к этой же линии подключена Запорожская АЭС, а в ноябре 2022 г. ЗАЭС подвергалась беспрецедентным нападениям со стороны ВСУ. В результате сбоя мощность одного из трех реакторов ЮУ ЗАЭС снизилась на 50%.

С января 2023 г. на ЮУ АЭС присутствует миссия МАГАТЭ. В июне 2023 г. «по техническим причинам» произошло аварийное отключение первого блока Южно-Украинской атомной электростанции.

В настоящий момент Южно-Украинская АЭС работает в нормальном режиме.

Прочитать по теме:

  1. Зубенко, А. С. Ядерная перемога: может ли Киев получить ядерное оружие? / А. С. Зубенко, С. Д. Семенов. – М: ПИР-Пресс, 2022. – 21 с. URL: https://pircenter.org/wp-content/uploads/2022/11/22-02-22-INF-SI-RUS-%E2%84%969-35-2022.pdf.
  2. Батурин, Ю.М. Ядерная безопасность до и после московской встречи в верхах. / Ю.М.Батурин. // Ядерный Контроль. 1996, июнь–июль. № 18–19. URL: https://pircenter.org/wp-content/uploads/2022/10/%D0%AF%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%E2%84%9618-19-1996.pdf.
  3. Alexey Ubeev. Nuclear Technologies: Between Security Risks, Sanction Policies and Development Opportunities // Security Index Yearbook. – Moscow, 2024. URL: https://pircenter.org/en/editions/security-index-yearbook-chapter-4-nuclear-technologies-between-security-risks-sanction-policies-and-development-opportunities/.
  4. Alexey Ubeev. Chernobyl Disaster: After 36 Years, The Problem Of Protecting Nuclear Facilities Is More Relevant Than Ever // PIR Press. – Moscow, 2022. URL: https://pircenter.org/en/news/chernobyl-disaster-after-36-years-the-problem-of-protecting-nuclear-facilities-is-more-relevant-than-ever/.

Ключевые слова: Ядерное нераспространение

NPT

F4/SOR – 24/05/24