Горячая тема

Актуальные материалы на злобу дня

Могут ли Россия и США договориться по Запорожской АЭС, или как сделать ЗАЭС лабораторией сотрудничества?

Святослав Аров,
Исполнительный помощник директора – научный сотрудник ПИР-Центра

Владимир Орлов,
Директор и основатель ПИР-Центра

6 мая 2025 г.

Ситуация вокруг Запорожской АЭС (ЗАЭС) не теряет актуальности. И если изначально все разговоры шли исключительно вокруг ядерной безопасности объекта в контексте регулярных обстрелов со стороны Украины, то в последние месяцы тематика начала приобретать новые контуры: как сообщают СМИ, Президент США Дональд Трамп предложил передать контроль над ЗАЭС американцам.

В подобных заявлениях важно отделять достижимость намерений от их потенциальных целей. Дональд Трамп – за словом в карман не лезет, а МИД России прямо отвечает: «ЗАЭС – российский ядерный объект. Возвращение станции в российскую атомную отрасль – давно свершившийся факт, который международному сообществу остается лишь признать. Передача самой ЗАЭС или контроля над ней Украине или какой-либо другой стране невозможны. Недопустима и совместная эксплуатация ЗАЭС с каким-либо государством».

Кажется, на этом вопрос можно было бы закрыть. Но недавно гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев заявил о готовности обсуждать формат взаимодействия с США по ЗАЭС: «”Росатом” готов обсуждать форматы взаимодействия с Соединенными Штатами по вопросам Запорожской АЭС, но при условии принятия политического решения руководством страны». Значит ли это, что позиция России по ЗАЭС изменилась? Вовсе нет.

Видение Москвы ситуации вокруг ЗАЭС остается неизменным. В сентябре 2022 г. более 93% жителей Запорожья высказались за вхождение состав России на правах субъекта по результатам проведенного референдума. В октябре Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ «Об особенностях правового регулирования в области использования атомной энергии на территории Запорожской области», а следом премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о создании федерального государственного унитарного предприятия «Запорожская АЭС». Именно эти события МИД России и называет «свершившимся фактом», никакой двусмысленности быть не может.

В свою очередь глава «Росатома» отвечает США в манере самого американского президента: прямо и со всей серьезностью, но подразумевая некоторые нюансы. Россия действительно не рассматривает совместную с США эксплуатацию ЗАЭС, как никогда не рассматривала таковую с МАГАТЭ. Однако существуют другие формы кооперации. Например, с сентября 2022 г. на ЗАЭС присутствует эксперты МАГАТЭ, цель миссии которых – содействовать безопасности объекта. При этом присутствие экспертов на ЗАЭС является добровольной инициативой России, а их нахождение на ЗАЭС не является миссией в привычном понимании. Так, по результатам наблюдений не принимаются какие-либо документы, а эксперты по итогам проводимых проверок лишь передают информацию в Секретариат МАГАТЭ, который, в свою очередь, готовит материалы для Генерального директора и формирует доклады по данной тематике. По такому же или схожему пути может пойти Россия в сотрудничестве с США.  

Отдать Запорожскую АЭС под контроль американцев? Нет. Осуществлять совместный контроль над ней с американцами? Если это пойдет во благо укреплению ядерной безопасности и международного режима ядерного нераспространения, и при условии подключения МАГАТЭ (которое и без того уже там, и уже хорошо освоилось на ЗАЭС), – почему бы и нет?

У России имеется совместный солидный опыт работы с американцами в рамках так называемой Программы Нанна-Лугара, в том числе и по повышению безопасности ядерно-опасных объектов.

Необходимо пресечь украинские атаки на станцию. Сделать эту крупнейшую в Европе атомную станцию (находящуюся под юрисдикцией нашей страны) синонимом развития мирной атомной энергетики, а не синонимом ядерных страхов, – правильная, реализуемая задача. В перспективе она должна решать задачи экономического возрождения региона. Но для этого России важно видеть волю США к комплексному и устойчивому (то есть надолго и всерьез) разрешению украинского конфликта, учитывающему интересы нашей страны. Тогда ЗАЭС сможет стать лабораторией сотрудничества, а не яблоком раздора.

Данный материал частично основан на публикации Владимира Орлова, директора и основателя ПИР-Центра, в авторском телеграм-канале Собеседник-на-Пиру

Ключевые слова: Запорожская АЭС; Ядерное нераспространение

NPT

F13/AST – 25/05/06