Горячая тема

Актуальные материалы на злобу дня

Российская внешняя политика на современном этапе

Сергей Алексеевич Рябков, заместитель министра иностранных дел России

26 июня 2024 г.

26 июня на полях XXIII Международной школы по проблемам глобальной безопасности состоялась встреча с Сергеем Алексеевичем Рябковым, заместителем министра иностранных дел России, на тему «Российская внешняя политика на современном этапе».

В своем выступлении Сергей Алексеевич Рябков рассказал об изменениях современного мироустройства и становлении многополярности, геополитическом противостоянии России и Запада, положении России на мировой арене и её интересах. Особое место Сергей Алексеевич выделил роли БРИКС в формировании нового миропорядка, основанного на принципах равенства, взаимного уважения и учёта интересов.

Для начала скажу несколько слов, важных с точки зрения наших оценок международной обстановки и, в частности, тех условий, в которых российская дипломатия решает поставленные перед ней задачи, а потом буду готов ответить на ваши вопросы в интерактивном режиме.

Мы живем в переломную, во многом рубежную эпоху. Это связано, прежде всего, с формированием многополярного мироустройства. За последние четверть века баланс сил в мире претерпел глубокие изменения. На наших глазах достаточно быстро (по историческим меркам) укрепляются позиции государств Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Мы называем страны, расположенные в названных регионах (многие из которых не желают встраиваться в развязанную Западом антироссийскую кампанию), – Мировым большинством.

Эти страны, как мы видим, все больше стремятся к укреплению своего суверенитета и самостоятельности. Руководствуются национальными интересами при определении внутри- и внешнеполитических приоритетов. Выступают за выстраивание отношений между государствами на равноправной основе. Справедливо требуют, чтобы ресурсами планеты могло распоряжаться все человечество, а не только узкая группа «избранных» стран Запада, или пресловутый «золотой миллиард». И при этом не занимаются копированием западных ультралиберальных моделей, а развиваются с опорой на собственные традиции, устои и ценности.

В числе таких центров мирового уровня – Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Саудовская Аравия, ОАЭ. Своего рода «маяками притяжения» суверенных игроков выступают такие объединения с активным участием России, как, например, ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС и, конечно, БРИКС.

Достаточно привести пару примеров, чтобы осознать, что мир эволюционирует в русле многополярности. Несмотря на беспрецедентное санкционное давление, экономика России стала крупнейшей в Европе и (по паритету покупательной способности) уже занимает пятое, а по некоторым расчетам, даже четвертое место в мировом рейтинге. Совокупный ВВП стран БРИКС (по паритету покупательной способности) еще до расширения объединения превысил аналогичный показатель «Группы семи», которая до недавнего времени объединяла лидеров индустриального развития, а теперь фактически превратилась в некий неформальный штаб Запада по противодействию неугодным государствам Мирового большинства – России, прежде всего.

Сегодня основная проблема международной жизни заключается в стремлении западного меньшинства помешать дальнейшему укреплению многополярных начал. Иными словами, в Вашингтоне и других западных столицах не отказались от попыток жить за чужой счет и хотели бы оставить все, как выгодно Западу.

В этой связи хотел бы сделать небольшой исторический экскурс. После распада СССР в Америке и Европе попытались воспользоваться временным ослаблением России ради установления однополярного миропорядка с единственным центром принятия решений в США. Для достижения этой цели западные страны неоднократно нарушали принципы Устава ООН. Достаточно упомянуть натовские бомбардировки Югославии, незаконное вторжение в Ирак, уничтожение ливийской государственности, организацию «оранжевой революции» на Украине в 2004 году и государственного переворота там же в 2014 году.

Западники просто «отодвинули в сторону» международное право, стали задействовать силовой аппарат НАТО. А кулуарный механизм принятия решений в Североатлантическом альянсе фактически подменил легитимные дебаты в Совете Безопасности ООН. В качестве наказания неугодных стран США и их сателлиты активно применяют инструменты недобросовестной экономической конкуренции, включая односторонние санкции и протекционистские меры.

Те, кто не намерен обслуживать чужие интересы, кто проводит национально ориентированную внутреннюю и внешнюю политику, следовать выдуманному «порядку, основанному на правилах» подвергаются разноплановому давлению Запада. Против них ведется агрессивная гибридная война сразу на нескольких направлениях. В частности, геополитическая агрессия выражается в провоцировании конфликтов, военно-политическом давлении, попытках принудительной смены государственной или национальной идентичности. Экономическая агрессия проявляется в санкциях, злоупотреблениях торговыми и финансовыми инструментами. Очевидный элемент давления на неугодных – информационная агрессия, когда какая-либо страна или народ демонизируется в СМИ и в целом в медиа-пространстве, представляется в качестве врага и причины чуть ли не всех возможных бед или проблем. Еще одна составляющая гибридной агрессии – насаждение ценностной парадигмы неолиберализма как безальтернативной и «отмена» традиционных ценностей. Это можно назвать идеологической агрессией. Наверное, можно сказать, что мы имеем дело с новым феноменом в международных отношениях, когда агрессия перестает быть только военным инструментом и приобретает иные измерения.

Вот и против нашей страны Запад развязал «гибридную войну». Цель состоит в том, чтобы ослабить Россию как геополитического конкурента. Для ее достижения наши противники используют все только что названные мною средства, пытаются подорвать внутриполитическую стабильность, расколоть многонациональное и многоконфессиональное российское общество, используют Украину как военный таран. По словам Президента В.В. Путина (Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля с.г.), «…вместо России им нужно зависимое, угасающее, вымирающее пространство, где можно творить все что угодно».

Вашингтон не оставляет попыток помешать нормальному развитию КНР, в том числе посредством насаждения в Азиатско-Тихоокеанском регионе порочной логики блокового противостояния, создания там военно-политических альянсов наподобие НАТО. Бывшие метрополии, в том числе Франция, пытаются всеми силами сохранить остатки своего неоколониального влияния на африканском континенте.

Наши многочисленные единомышленники в мире согласны с нами в том, что потуги нынешнего поколения западных элит навязать мировому сообществу однополярное мироустройство обречены на провал. Многовековая эпоха господства Запада завершается на наших глазах. Специальная военная операция придала мощный импульс укреплению полицентричных основ международной жизни. А неадекватная, озлобленная реакция Запада на действия России по защите своих законных интересов укрепила в мировом сообществе понимание того, что в конечном счете никто не застрахован от экспроприации активов в западных юрисдикциях и иных «рейдерских» действий в свой адрес при появлении самостоятельности, идущей вразрез с интересами Запада.

Поэтому не только Россия, но и целый ряд других государств последовательно снижают зависимость от западных валют и институтов. Формируются неподконтрольные Западу механизмы обеспечения внешнеторговых операций. Прокладываются новые транспортные коридоры. Налаживаются альтернативные производственно-сбытовые цепочки. Создается новая инфраструктура сотрудничества в области образования, культуры и спорта. Это сложный, болезненный процесс, который будет не быстрым.

В таких условиях для нас нет альтернативы последовательной реализации утвержденного Президентом В.В. Путиным независимого многовекторного внешнеполитического курса. Он нацелен на твердое отстаивание национальных интересов одновременно с продвижением объединительной повестки дня и развитием равноправного сотрудничества со всеми, кто готов работать с нами над решением общих задач. Эффективность избранной линии, подробно изложенной в Концепции внешней политики 2023 г., подтверждается тем, что практически все государства Мирового большинства (а они представляют 85 проц. населения планеты) к антироссийским санкциям «коллективного Запада» не присоединились.

Ни о какой международной изоляции России, к чему пытается подвести Запад, сегодня не может быть и речи. Провал усилий превратить Россию в страну-парию, страну-международного изгоя признают, в том числе публично, и наши геополитические противники.

В Концепции внешней политики, среди прочего, провозглашена уникальная миссия России как мировой державы, играющей уравновешивающую роль в международной политике. На практике это означает, что встраиваться в западоцентричные механизмы и схемы, соглашаться с навязываемым западниками «порядком, основанным на правилах» мы не намерены. Продолжим самостоятельно формировать внешнеполитическую повестку, устраивающую нас и наших единомышленников. Будем и далее стоять на страже общепризнанных норм международного права, принципов Устава ООН. Добиваться их выполнения не выборочно, как это делают западные дипломаты, а во всей их полноте и взаимосвязи.

Последовательно защищая наши интересы на западных рубежах, мы продолжаем расширять разноплановые связи с государствами Глобального Юга и Востока. Наш безусловный приоритет – дальнейшее наращивание партнерства с непосредственными соседями – странами ближнего зарубежья. На решение этой задачи ориентировано текущее председательство России в СНГ. Содействуем упрочению процессов евразийской интеграции, развитию внешних связей ЕАЭС. Углубляем стратегическое партнерство с нашим ближайшим союзником – Минском, вместе с ним строим Союзное государство.

Совместно с белорусами и другими союзниками укрепляем потенциал ОДКБ как ключевой региональной структуры, ответственной за обеспечение безопасности государств-членов Организации и поддержание стабильности на евразийском пространстве. Работаем над формированием новой архитектуры безопасности в Евразии на принципах ее равенства и неделимости. 

Наилучший период в своей истории переживают российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Мощный импульс их дальнейшему укреплению придал состоявшийся 16-17 мая с.г. государственный визит в Китай Президента В.В. Путина. Прочная внешнеполитическая связка Москвы и Пекина играет важнейшую стабилизирующую роль на международной арене.

Поступательно продвигаются отношения особо привилегированного стратегического партнерства с Индией. По нарастающей развивается диалог с Ираном, Турцией, Саудовской Аравией, ОАЭ, а также с другими арабскими странами Ближнего Востока и Магриба и государствами АСЕАН – совсем недавно с успехом прошел визит Президента во Вьетнам.

Мы возобновили конструктивный диалог и сотрудничество с КНДР, и сейчас можем констатировать их высочайший, фактически союзнический уровень. 19 июня лидеры наших государств подписали очень важный Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.

На новый уровень вышло партнерство со странами Африки. Совместно с африканскими друзьями работаем над реализацией решений второго российско-африканского саммита, состоявшегося в Санкт-Петербурге в июле прошлого года. На ноябрь этого года запланирована первая встреча мининдел в формате Россия-Африка. Она состоится в Сочи.

Разноплановое сотрудничество связывает нас со многими странами Латинской Америки. С некоторыми из них – Бразилией, Кубой, Венесуэлой, Никарагуа, Боливией – отношения вышли на уровень подлинно стратегического партнерства.

Тектонические сдвиги на мировой арене затронули и многостороннюю дипломатию. Здесь, в первую очередь, нужно упомянуть такое перспективное объединение нового типа, как БРИКС, где в этом году Россия председательствует. В рамках объединения в течение уже многих лет осуществляется плодотворное взаимодействие стран, представляющих различные цивилизации, религии и макрорегионы, в самых различных областях – от политики и безопасности до экономики и финансов, культуры и гуманитарных контактов. Делается это на принципах равенства, взаимного уважения, баланса интересов. Никто никому ничего не навязывает, никто никого не шантажирует, не ставит перед выбором: мы или они. Видим в БРИКС не только важнейший механизм согласования интересов, но и своего рода несущую опору многополярного мира. Тем более что после присоединения с 1 января этого года Египта, Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии и Эфиопии его совокупный потенциал серьезно укрепился.

На схожей основе функционирует и Шанхайская организация сотрудничества, в деятельности которой наша страна также принимает самое энергичное участие. Рассматриваем ШОС в качестве стержневого элемента формирующегося Большого Евразийского партнерства, открытого для всех расположенных на нашем континенте государств и организаций. Интерес к данной инициативе Президента В.В. Путина проявляют многочисленные международные партнеры, включая государства-члены АСЕАН. Среди единомышленников и наши китайские друзья, поддержавшие идею сопряжения интеграционных усилий в рамках ЕАЭС и проектов, осуществляемых под эгидой инициативы «Один пояс, один путь».

Разумеется, имеем в виду и далее энергично работать на ооновской площадке, где совместно с единомышленниками по Группе друзей в защиту Устава ООН добиваемся подтверждения всеми государствами незыблемости фундаментальных принципов международных отношений.

Продолжаем конструктивно работать в «Группе двадцати», которую рассматриваем как механизм согласования подходов ведущих стран Глобального Юга и Глобального Запада в сфере экономики и финансов. Совместно с единомышленниками, в том числе по БРИКС и ШОС, будем и далее пресекать попытки западников «приватизировать» или «украинизировать» повестку дня этого многостороннего объединения.

Резюмировать же я хотел бы словами Президента (в ходе церемонии вступления в должность Президента России 7 мая с.г.): «Мы были и будем открыты к укреплению добрых отношений со всеми странами, которые видят в России надежного и честного партнера. И это, действительно, Мировое большинство». Мы остаемся открытыми для диалога и со странами коллективного Запада – при том понимании, что там откажутся от враждебного курса и проявят готовность выстраивать отношения на принципах равноправия, взаимного уважения и учета интересов. Пока мы этого не наблюдаем. Поэтому Россия продолжит добиваться достижения целей специальной военной операции, будет давать соразмерный ответ на недружественные выпады в свой адрес и, одновременно с этим, будет развивать сотрудничество с большинством стран мира, не отказавшихся от принципов мирного сосуществования и взаимовыгодного взаимодействия на основе международного права.

Ключевые слова: Глобальная безопасность; БРИКС; Стратегическая стабильность; Политика

RUF

F4/SOR – 24/06/26