С момента появления атомной бомбы СССР, а затем Россия взяли на себя особую ответственность за создание и сохранение режима нераспространения ядерного оружия.
Эта ответственность легла на плечи советских, а затем российских дипломатов, военных и атомщиков, которые упорно и последовательно решали трудную и нередко противоречивую задачу – сокращение ядерной угрозы при обеспечении безопасности собственной страны.
Их труд – предмет гордости для многих поколений россиян, пример профессионализма для начинающих международников. Многое из того, чем они могли бы поделиться, «не положено на бумагу», а значит, рано или поздно будет утрачено. Поэтому одной главной целью проекта является сохранение памяти о работе советских и российских специалистов в области контроля над вооружениями и нераспространения (КВРН) как национального достояния.
Проект имеет и более прагматичную цель – развеивание мифов и создание более верного представления о роли России и СССР в создании и сохранении режимов КВРН. Традиционно, дипломатия в сфере ядерного нераспространения и контроля над вооружениями считается одной из самых закрытых тем для общественности.
И хотя для этого существует ряд объективных причин, нельзя не признать, что со временем история переговоров в сфере КВРН, как и во многих других областях, неминуемо обрастает мифами, догадками, непрофессиональными интерпретациями, а порой и откровенными попытками дискредитировать Россию или СССР на международной арене. Самый верный способ опровергнуть или хотя бы поставить под сомнение существующие «гипотезы» – обратиться к тем, кто стоял у истоков переговоров и чьи воспоминания в тысячу раз ценнее «сенсационных» расследований и псевдоэкспертных мнений.
Ряд интервью переведен на английский язык, что должно позволить иностранному слушателю ознакомиться с российской точкой зрения по самому широкому спектру вопросов в истории КВРН.
Реализация проекта в 2022 и 2023 гг. проходила при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова.
Работа по проекту ведётся по четырем основным направлениям:
Организация научно-практических мероприятий (семинаров, конференций, «научных сред») на исторические темы с участием российских и зарубежных дипломатов, военных и исследователей;
Проведение интервью с российскими ветеранами военной, дипломатической службы, заслуженными работниками в сфере атомной энергетики, внёсшими значительный вклад в подготовку соглашений в области ядерного нераспространения, контроля над вооружениями и разоружения.
Полный список интервью в рамках проекта доступен по ссылке.
Подготовка к изданию избранных трудов Чрезвычайного и Полномочного посла СССР, а затем России Р.М. Тимербаева (1927–2019) и генерал-лейтенанта СВР России Г.М. Евстафьева (1938–2013).
Ведение галерей памяти выдающихся советских и российских дипломатов и военных.
Подробная информация о направлениях проекта «Ядерное нераспространение: история в лицах»
Отзывы о проекте
Работа, проделанная в рамках проекта «Ядерное нераспространение: история в лицах» впечатляет. Список экспертов интервью, проведенных в рамках проекта, мог бы украсить не одно академическое издание. Поздравляю ПИР-Центр с успешной реализацией этого уникального и общественно значимого проекта.
Говоря об истории, мы часто вспоминаем дела давно минувших дней. А то, что происходило десять, двадцать, тридцать лет назад на нашей памяти считаем недостойным изучения – мол, рано ещё. В итоге те, кто родился в конце 1990-х и в 2000-х гг., черпают из учебников скудные сведения о внешней политике конца ХХ века, не особо задумываясь о фактах, тенденциях или даже эмоциях людей, принимавших решения. Именно поэтому проект ПИР-Центра так важен. Он дает возможность прикоснуться к воспоминаниям очевидцев тех событий, понять реальные движущие силы формирования режима ядерного нераспространения – не абстрактные соображения высокой политики и теории международных отношений, а чувства и мысли людей, создававших историю. Это очень важно успеть сделать, пока они живы, и не дать пропасть наследию тех, кого уже нет с нами, но кто спас человечество от ядерной войны. А ещё в этом проекте мне нравится неформальный подход – стремление не только проявить академическую строгость, но и простым, понятым языком донести до широкой, прежде всего, молодёжной аудитории сложный материал.
Россия всегда играла и продолжает играть важную роль в международных усилиях против распространения ОМУ. В то же время не всегда эти усилия объективно оцениваются западными партнерами. Интервью в рамках проекта «Ядерное нераспространение: история в лицах» дают возможность рассказать о том, какие принципы, предпосылки, доводы лежали в основе российской официальной позиции по ключевым вопросам нераспространения.
Проект «Ядерное нераспространение: история в лицах» очень важный и своевременный. Об истории ядерного нераспространения и разоружения обычному человеку известно довольно мало. В то же время сегодня эта тема приобретает особую актуальность и часто в адрес России можно услышать только обвинения и спекуляции. Между тем наша страна, наши военные, дипломаты и атомщики сделали очень много для того, чтобы понизить уровень ядерной угрозы в мире. Проект дает возможность узнать об этом “из первых уст” и доступен для восприятия даже неподготовленной аудиторией.
Проект «Ядерное нераспространение: история в лицах» – это очень качественный и современный научно-образовательный продукт. Возможность пообщаться с патриархами ядерного нераспространения действительно уникальна и, к сожалению, недолговечна. Здорово, что коллеги из ПИР-центра понимают важность сохранения и передачи исторической памяти здесь и сейчас и делают это с помощью современных инструментов.
Хотел бы выразить большую благодарность проекту «Ядерное нераспространение: история в лицах». Это важный вклад, который принесет пользу бесчисленному количеству ученых. Учитывая, что архитектура безопасности в ядерной сфере рушится, и проводить исследования в России становится все труднее, такого рода материалы бесценны.
Большая удача, что эти интервью удалось взять. Интервью будут крайне полезны для исследователей и студентов. Возможно, интервьюерам в Москве удастся также найти российских дипломатов, которые могли бы рассказать о подходе России к двум другим видам оружия массового уничтожения, которыми обладает Россия: химическому оружию и биологическому оружию.